Официальный сайт
бизнесмена и общественного деятеля
Максима Ларина

Если мы живем в России, значит, должны уважать традиции, повышать и развивать культуру, раскрывать потенциал, работать на создание ценностно-ориентированного общества и людей в нем.
Максим Ларин

В христианской традиции существует три добродетели – Вера, Надежда, Любовь. Эти добродетели закреплены соответствующими символами. Веру олицетворяет крест, Надежду – якорь, Любовь – пламенеющее сердце. Без Веры в Господа человек не чувствует полноты и красоты жизни, без Надежды на Бога – теряет смысл жизни, а без Любви к нему умирает духовно.

Как корабли флота обозначены якорем и крестом, так и многие храмы предваряются крестом и якорем. Да и служба в церкви, и служба не корабле в русском языке обозначается одним словом – служить. Объясняется это тем, что как в храме, так и на флоте, без Веры и Надежды не может быть никакой плодотворной деятельности. Как священник не может быть неверующим, так и командир не может уходить в боевой поход без надежды на возвращение, а экипаж без веры в своего командира не может рассчитывать на победу.

В 2003 году в ходе подготовки к празднованию 100 – летней годовщины Отечественного Подводного флота, по рекомендации Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Героя Советского Союза В.Н. Чернавина - главного организатора торжеств, ко мне обратилась творческая группа в составе Калатозишвили М.Г. и Бондаренко А.Б., работавшая над созданием художественного фильма об известном подводнике А.И. Маринеско. Рабочее название кинокартины на начальном этапе звучало как «Командир подводной лодки». После трехчасовой, прямо скажем, мужской беседы, свидетелем и участником которой явился Ю.Ф. Бекетов, в прошлом командир очень печально известной «К-19», они уехали с названием «Первый после Бога».

Да, «Первый после Бога», именно таким авторитетом, по нашему мнению, пользуется командир подводной лодки в боевой обстановке, да и обычная на этих кораблях почти боевая. И это не случайно. Вера в Бога, я бы даже сказал, упование на Господа, является точкой опоры наших флотских традиций. А в советское время, в условиях воинствующего атеизма, это упование возлагалось на командира, возводя его в разряд первого спасителя и защитника. Помните старинную поморскую поговорку «кто на море не бывал, тот досыту Богу не маливался»? Так вот, даже в советское время моряки молились, только молились они своему командиру. Именно от его боевого духа, знаний, навыков и умений зависела и результативность выполнения боевых задач, и жизнь всего экипажа. Поэтому он и есть «Первый после Бога».

Православная Церковь и Российский флот в продолжение многих лет своего совместного служения под знаменем креста и якоря, ясно знали кому они служат и как это надо делать. В названиях многих боевых кораблей нашего флота – вся история христианства, весь 1000-летний путь Русской Православной Церкви. Вот лишь несколько названий: «Рождество Христово», «Божья Матерь», «Казанская Богородица», «Святой Апостол Андрей Первозванный», «Святой Апостол Петр», «Святой Апостол Павел», «Святой Николай Чудотворец», «Святой Александр Невский», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Борис и Глеб», «Святой Георгий Победоносец», «Двенадцать Апостолов», «Святой Сергей Чудотворец», «Святой Спиридон Тримифунский», «Богоявление Господне» и т.д. Почти пятая часть всех кораблей российского военно-морского флота за 200 лет с 1656 по 1853 года носили имена, связанные с верой в Господа.

Петр Великий, продолжая дело своего не менее великого отца, замышляя Империю, начинал со строительства флота, без которого никакое маломальское могущество существовать не может. А создание самого флота – с формирования основы его духовного превосходства над противником. В 1700 г., составляя флаг флота, Петр I отмечал: «Флаг белый, через синий крест Святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое Крещение». Именно Петр покрыл стягом Андреевского флага Российский флот, явив всему миру начало начал христианства на Руси, не от какого-то там папского легата, а от самого Андрея Первозванного – Первого Апостола Христова. Тем самым он и заложил основу непобедимости военных моряков, ибо флот под Андреевским стягом защищает не только морские рубежи России, но и духовно нравственные ценности Отечества, и в первую очередь, Веру Православную – основу существования государствообразующего Русского народа.

Символика креста укрепилась и на флаге, и на гюйсе Российского флота, на красном поле тот же синий Андреевский крест на белой подкладке в комбинации с прямым белым греческим крестом. Именно кресты на корабельных флагах были той путеводной звездой, которая вела офицеров и матросов через тяжкие испытания от победы к победе. А Вера Православная явилась основой принятых традиций и правоуложений моряков. Традиций, на которых и зиждется вся слава Российского флота. Традиции, которые в большинстве своем, сохранялись и нами в ВМФ СССР, в какой-то степени бессознательно, по причине господствующей богоборческой государственной идеологии.

Но не только крестовые флаги и гюйсы вдохновляли наших моряков. В их душах и сердцах всегда находились Христос, Божья Матерь, святой Апостол Андрей Первозванный и один из самых почитаемых и любимых святых на Руси – святой Николай Чудотворец, известный на флоте как Никола Морской или Никола Мокрый. Не знаю почему, в наших совершенно сухопутных и глухих деревнях Николу Морского называют Русским Богом. Наверное, у русского мужика, как у корабельного матроса, такая же необъятная и неуправляемая стихия вокруг, что без «своего» Бога просто никак. С канонизацией 30 ноября 2000 года Ф.Ф. Ушакова в лике месточтимых святых Саранской епархии Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного Предстоятеля и ходатая перед Престолом Всевышнего за многострадальное Отечество наше. И святой праведный воин Феодор, очень скоро стал любимым и почитаемым у всего личного состава ВМФ РФ.

Раньше большинство моряков носили на цепочке образок с изображением святого Николая. Перед боем в числе молитв моряки из поколения в поколение обязательно произносили «Святителю, отче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим». А последние напутственные слова командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: «С нами Бог и Андреевский флаг».

В доказательство прямой и неразрывной связи Российского флота с Господом является и то, что самые прославленные своими победами и самые любимые среди моряков флотоводцы были глубоко верующими людьми. Это, прежде всего, адмиралы А.Г. Спиридов, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, С.О. Макаров. Но даже среди этого блистательного ряда стяжателей морской Российской славы выделяется фигура Федора Федоровича Ушакова, выдающегося государственного деятеля и талантливого флотоводца. С помощью Божьей из 43 морских сражений не проиграл ни одного, ни один российский корабль под его командованием не был потерян, ни один его матрос не попал в плен к врагу. Вся жизнь адмирала отдана службе благу своего народа, державному достоинству России. И, вместе с тем, он всегда оставался человеком великого милосердия и жертвенности, глубокой веры во Христа Спасителя.

Тверское землячество, памятуя о том, что икона является самой почитаемой святыней у моряков, осуществляя духовную, нравственную и моральную поддержку экипажа атомного ракетного подводного крейсера «Тверь», планирует передать на корабль икону святого праведного воина Феодора Ушакова адмирала флота Российского, Непобедимого. Как гласит дарственная надпись: «Сия икона написана при Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре чаяниями и иждивением Ассоциации Тверских землячеств в дар экипажу атомного ракетного подводного крейсера «Тверь» Российского Тихоокеанского флота».

Для того, что бы возможно большее число жителей области могли увидеть икону святого праведного воина Феодора, помолиться и приложиться к ней, мы стремимся, чтобы она принимала участие в богослужениях во многих храмах и монастырях, тем самым проводим своего рода «Крестный ход». « С 19 марта по 16 мая икона находилась в Тверском Николо-Малицком монастыре. Затем побывала в Храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тургиново, Калининского района. Еще в Торжокском Борисоглебском и Старицком Свято-Успенском монастырях, а также в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Городня-на-Волге, Конаковского района. День Чесменской битвы 6 июля икона святого праведного воина Феодора встретила в храме Александра Невского села Алексейково, Лесного района, на родине героя Чесменской битвы лейтенанта Д.С. Ильина.

Внесение иконы в Тверской Николо-Малицкий монастырь.

Настоятель Тверского Николо-Малицкого монастыря отец Борис.

Внесение иконы в Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Тургиново, Калининского района.

В Храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тургиново, Калининского района.