Официальный сайт
бизнесмена и общественного деятеля
Максима Ларина

Если мы живем в России, значит, должны уважать традиции, повышать и развивать культуру, раскрывать потенциал, работать на создание ценностно-ориентированного общества и людей в нем.
Максим Ларин

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания, пожалуй, одна из самых сложных и актуальных как для школы, так и для современного общества в целом. Бездуховность, циничность, преобладание прагматического мышления, размытость нравственных ориентиров - бич современного поколения. О проблеме нравственного воспитания заговорили на самом высоком уровне. Так, Дмитрий Медведев в июне 2015 года подписал стратегию воспитания детей в РФ до 2025 года, которая, в том числе, должна стать основой для разработки образовательных стандартов

О том, что прививать культуру и нравственность нужно ещё со школьной скамьи, не раз говорили и тверские политики, общественники и педагоги. Введение уроков нравственности, этики и морали в учебных заведениях региона, как путь спасения современного подрастающего поколения, обсудили за круглым столом в Тверской городской Думе.  Несмотря на кажущуюся простоту, тема вызвала бурную дискуссию. С инициативой введения уроков «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе» в школах ещё в 2014 году выступил депутат Законодательного Собрания Тверской области Максим Ларин. Под петицией о необходимости введения предмета в школах подписались более 21 000 человек. С аналогичным предложением Максим Ларин обратился в Министерство образования Тверской области, однако получил отказ со ссылкой на требования ФГОС. К слову, депутат уже давно и систематически проводит работу по патриотическому воспитанию современной молодёжи. Патриотические акции в школах Твери проводят и участники дружины «Афанасий», созданной депутатом.

htmlimage 2

Основой образовательной программы нового предмета может стать материал из книги кандидата философских наук Валентина Кодина «Этика и основы человеческой морали».

 

- Что если задать любому, даже образованному, человеку вопрос: какие моральные качества главные? Мы получим немую сцену из «Ревизора», а как максимум – беспомощное перечисление каких-то там качеств - рассказывает Валентин Кодин. - А у меня их в книге 14, и каждое - с подробными примерами.

 

Как отметил автор, внедрение основ этики в школьную программу поможет произвести маленькую революцию в современном образовании, другими словами – «привести наше поверхностное образование в глубокое результативное просвещение». Валентин Кодин отметил, что для этого над книгой нужно поработать педагогам и превратить её из научно-популярной в учебное пособие.

 

Александр Корзин согласился с тем, что уроки этики необходимы для современной молодёжи:

 

- Двоечники были и будут всегда. Но курс этики позволит привить молодому поколению элементарные правила поведения. Я полностью поддерживаю введение в школах таких уроков как обязательных!

 

Важность таких уроков подчеркнул и ректор университета Андрей Белоцерковский. Он отметил, что нравственность нужно прививать не только студентам, но и преподавателям:

- Студенты, которые сейчас учатся в университете, – прекрасные ребята. Многие из них, к примеру, охотно занимаются волонтёрством. Однако сказать, что они не нуждаются в обучении основам этики, я не могу. Нуждаются. Те, кто умеет правильно вести себя в обществе, становятся наиболее конкурентноспособными людьми во взрослой жизни. Недостаток культуры, который наблюдается у современной молодёжи, и даже у педагогов, нужно лечить образованием.

 

Вадим Дешёвкин много ездил по школам и задавал современным родителям один и тот же вопрос: «Какие человеческие ценности самые важные для вас?». 90% ответов - «Деньги».

 

- Основная цель этих уроков – возможность возродить преподавание традиционных, человеческих русских ценностей. Родители уверены, что смогут привить культуру детям в семье, однако мы считаем, что нравственности и этике детей нужно обучать везде - и в школе, и дома, и на отдыхе.

 

Елена Лукьянова, представитель областного Министерства образования, отметила, что курс может быть внедрён только после того, как будет разработан полный методический комплект, а на это нужно время.

 

На заседании круглого стола были выдвинуты новые конструктивные предложения. Так, Владимир Моргось отметил, что основы этики и нравственности необходимо внедрять в школьное образование в виде внеурочной деятельности:

- Проектная деятельность уже показала свою эффективность: вспомните акции «Полотно памяти», «Бессмертный полк», когда тысячи школьников вышли на улицу с фотографиями своих фронтовиков. Дети «варятся» в этом процессе, и так из них вырастают патриоты и настоящие граждане своего государства. Если мы будем привлекать школьников именно в деятельность с учётом разработанного материала по этике, у нас всё получится.

 

На заседании говорили о том, что пока предмет в качестве эксперимента можно ввести в нескольких школах, отработать все спорные моменты, а потом распространить опыт на остальные учреждения среднего общего образования. Так, уже с нового учебного года основы этики и нравственности будут преподавать в 4-ой школе Твери. Директор Ирина Тюрякова рассказала, что предмет будет вести школьный психолог в форме тренингов и игр. Родители большинством голосов поддержали идею введения такого курса, а 80% школьников выразили желание посещать такие занятия.

 

Большинство участников круглого стола, в том числе глава города, подписали проект резолюции, который в дальнейшем будет доработан с учетом всех высказанных мнений.